ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Как продвигать туристический потенциал
Анализ эффективности маркетинговых стратегий и типичных ошибок при продвижении регионов на туристическом рынке России

Мировые бренды

Toyota - от ткацких станков к автогиганту

Летопись Toyota начиналась не с выпуска транспортных средств. История бренда уходит своими корнями еще в конец XIX века, когда инженер, изобретатель и бизнесмен по имени Сакичи Тойода основал компанию Toyoda Enterprise.  Современники называли Сакичи  «японским Томасом Эдисоном» и «королем японских изобретателей».

Сакичи Тойода: изобретение для мамы

Сакичи родился 14 февраля 1867 года в небогатой семье плотника. Выросший в маленькой бедной деревушке в префектуре Шизуока Сакичи, не на словах, а на деле знал, в каких непростых условиях приходится жить селянам. Собственно говоря, именно тяжкое ткацкое ремесло его матери подвигло молодого человека на свершения, а если конкретнее — на изобретение ткацкого станка весьма оригинальной конструкции. Этот станок впоследствии и стал основой финансового благополучия семьи Тойода.

Сакичи постоянно совершенствовал устройство своих станков, и, в конце концов его разработками заинтересовались в крупнейшей на тот момент текстильной мануфактуре мира — фирме Platt Brother & Co. из Великобритании. Англичане договорились о покупке патентных прав на станок, а сын Сакичи Тойоды — Киичиро —  транзитом через США отправился в Англию, чтобы подписать соответствующий договор и уладить все формальности.  

 

Это были предвоенные 1930-е годы, а Япония  в большей степени  была аграрной страной.  Но деятельный и амбициозный Киичиро решил изменить положение вещей. Как и многие молодые люди первой половины 20 века, он буквально бредил автомобилями, и шанс своими глазами посмотреть на автомобильную промышленность высокоразвитых стран Тойода-младший собирался использовать по полной программе. Вернувшись на родину, Киичиро напрочь забыл о ткацких станках, сделавших состояние его семье, — отныне и навсегда его единственной любовью стал автомобиль.

Тойода-младший: автомобиль – отныне и навсегда

Для начала, правда, в целесообразности нового начинания нужно было убедить отца. По счастью, Сакичи Тойода одобрил решение сына попробовать силы в достаточно новом для Японии бизнесе. Так что, заручившись поддержкой папиного концерна, Киичиро с энтузиазмом взялся за новую задачу.

 

Прототип первой Toyota — четырехдверного седана с индексом А1  — начали разрабатывать в 1936-м, и всего через полгода машина была готова. A1 представляла собой набор стандартных решений, подсмотренных, по большей части, у американских брендов. Всего было собрано три прототипа А1, один из которых даже благословили согласно буддистским ритуалам. Символично, что первую поездку на новой машине Киичиро совершил к могиле отца, скончавшегося незадолго до этого. Ну а в серию годом позже пошла практически идентичная модель АА. Производство наладили на абсолютно новом заводе, отстроенном в местечке Коромо (сейчас населенный пункт, где размещался первый «тойотовский» завод, и его окрестности называют Toyota city).

 

Первое время автомобили продавали под именем Toyoda, но Киичиро, как ни странно, оно не слишком устраивало. Не то чтобы он стыдился собственной фамилии — конечно нет! Дело в том, что в буквальном переводе с японского Toyoda означает «плодородное рисовое поле». Аграрное название не слишком вязалось с новой продукцией бренда, и Киичиро объявил конкурс на новое имя. Рассмотрев свыше 20 тысяч заявок, семейство выбрало вариант Toyota — в нем есть фамильная преемственность, но нет ассоциаций с «плодородными полями», слово легко запоминается и хорошо звучит на разных языках мира. Официально Toyota Motor Corporation была зарегистрирована 28 августа 1937 года — сначала, как дочерняя компания в структуре Toyoda Enterprise.

 

 

Toyota Motor Corporation: военные грузовики и конверсия по-японски

Правда, по-настоящему развернуться до Второй мировой Toyota не успела. Во время войны фабричные мощности Toyota работали на военные нужды — на предприятии в Коромо выпускали военные грузовики и амфибии, легкие разведывательные вездеходы, компоненты для боевых самолетов. При этом Toyota Motor Corporation сильно повезло, что завод практически не пострадал в результате военных действий, тем не менее, осенью 1945-го положение компании нельзя было назвать слишком завидным. Сотрудники завода научились выращивать зерновые культуры  прямо на окрестных территориях, а военную продукцию быстренько перепрофилировали под нужды мирного времени. Одно время в цехах Toyota Motor Corporation из заготовок для самолетов собирали кастрюли и инструменты — такая вот конверсия по-японски.

 

При этом Киичиро Тойода и не думал отказываться от основного бизнес-направления, то есть собственно разработки и выпуска автомобилей. Более того, уже в октябре 1945-го, то есть всего через месяц после капитуляции Японии, инженеры Toyota сели за чертежи новой модели. Логично, что, учитывая послевоенную разруху и нищету, речь шла о предельно незатейливом, простом и недорогом компактном автомобиле. Первая послевоенная Toyota, получившая уменьшительно-ласкательное прозвище Toyopet («Тойота-малышка»), стала самостоятельной разработкой японцев.

Toyota -  крупнейший автопроизводитель мира

Японцы понимали: чтобы догнать, а по возможности и обогнать лидеров мирового автопрома, необходимо осваивать зарубежные рынки. И в 1957 г.  Toyota первой среди автомобильных компаний Японии  открыла филиал в США. Первыми моделями Toyota, предложенными на экспорт, стали седан Crown и внедорожник Land Cruiser BJ.

 

Нельзя сказать, что американцы приняли японские новинки на ура. Совсем наоборот. По итогам первого года продаж было реализовано всего 288 машин. Автомобили из Японии не впечатляли ни дизайном, ни динамикой, ни престижем. Да и в представлении большинства американцев Страна Восходящего Солнца по-прежнему была агрессором, одним из зачинщиков Второй мировой войны.

 

 

Но японцам повезло. Сначала в Штатах закончилась эпоха безразмерно огромных и прожорливых автомобилей. И надежные, и неприхотливые Toyota получили свой первый шанс. Настоящий прорыв случился в 70-х, когда разразившийся топливный кризис круто изменил шкалу автомобильных ценностей в США. Экономичность, надежность и низкая цена вышли на первый план.  И тут американцы поняли, что Toyota, оказывается, давным-давно предлагает недорогие, экономичные, а самое главное — очень надежные модели.

Потом последовала экспансия в Европу, Южную Америку, Австралию, а позже и в Россию. И закономерный итог — звание крупнейшего автопроизводителя мира.

Поделиться материалом в соцсетях:

РЕКЛАМА   МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Создание интернет сайта